2022 Год культурного наследия народов России

 2022 год Указом Президента Российской Федерации от 30 декабря 2021 года №745 объявлен Годом культурному наследию народов России.

Цель проведения согласно Указу – это популяризация народного искусства и сохранение культурных традиций, памятников истории и культуры, этнокультурного многообразия, культурной самобытности всех народов и этнических общностей.

В Указе Президента РФ от 24 декабря 2014 года N 808 «Об утверждении Основ государственной культурной политики» определены понятия «культурное наследие» и «сохранение культурного наследия».

Культурное наследие - совокупность предметов, явлений и произведений, имеющих историческую и культурную ценность.

Культурное наследие включает в себя материальное культурное наследие (здания и сооружения, образцы инженерных, технических решений, градостроительные объекты, памятники промышленной архитектуры, исторические и культурные ландшафты, археологические памятники, монументы, скульптурные памятники, мемориальные сооружения и т. д., произведения изобразительного, прикладного и народного искусства, документы, книги, фотографии - все предметы материального мира, сохраняющие представление об особенностях жизни людей в прошедшие эпохи) и нематериальное культурное наследие (языки и диалекты, традиции, обычаи и верования, фольклор, традиционные уклады жизни и представления об устройстве мира народов, народностей, этнических групп, русская литература и литература народов России, музыкальное, театральное, кинематографическое наследие, созданная в стране уникальная система подготовки творческих кадров).

Сохранение культурного наследия - обеспечение физической сохранности объектов материального культурного наследия, собирание, документирование и изучение объектов нематериального культурного наследия, вовлечение в культурный и научный оборот объектов культурного наследия.

Этим же Указом определены задачи государственной культурной политики в области культурного наследия народов Российской Федерации, в области воспитания и просвещения.

В Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 № 996-р, определены подходы к приобщению детей к культурному наследию через:

· эффективное использование уникального российского культурного наследия, в том числе литературного, музыкального, художественного, театрального и кинематографического;

· создание равных для всех детей возможностей доступа к культурным ценностям;

· воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов, проживающих в Российской Федерации;

· увеличение доступности детской литературы для семей, приобщение детей к классическим и современным высокохудожественным отечественным и мировым произведениям искусства и литературы;

· создание условий для доступности музейной и театральной культуры для детей;

· развитие музейной и театральной педагогики;

· поддержку мер по созданию и распространению произведений искусства и культуры, проведению культурных мероприятий, направленных на популяризацию российских культурных, нравственных и семейных ценностей;

· создание и поддержку производства художественных, документальных, научно-популярных, учебных и анимационных фильмов, направленных на нравственное, гражданско-патриотическое и общекультурное развитие детей;

· повышение роли библиотек, в том числе библиотек в системе образования, в приобщении к сокровищнице мировой и отечественной культуры, в том числе с использованием информационных технологий;

· создание условий для сохранения, поддержки и развития этнических культурных традиций и народного творчества.

Материальное культурное наследие

Материальное культурное наследие - это культурные достижения общества, его исторический опыт, выраженный в рукотворных объектах и предметах, представляющих общечеловеческую ценность.

К материальному культурному наследию относятся:

– памятники: произведения архитектуры, монументальной скульптуры и живописи, элементы или структуры археологического характера, надписи, пещерные жилища и группы элементов, которые имеют выдающуюся универсальную ценность с точки зрения истории, искусства или науки;

– ансамбли: группы изолированных или объединенных строений, архитектура, единство или связь с пейзажем которых представляют выдающуюся универсальную ценность с точки зрения истории, искусства или науки

– достопримечательные места: дело рук человека или совместные творения человека и природы, а также зоны, включая археологические достопримечательные места, представляющие выдающуюся универсальную ценность с точки зрения истории, эстетики, этнологии или антропологии.

Нематериальное культурное наследие

Международная конвенция об охране нематериального культурного наследия была принята на 32-й сессии ЮНЕСКО в 2003 году. Конвенция была ратифицирована 30-ю государствами в рекордные сроки и вступила в силу 20 апреля 2006 года. Данная концепция была предложена в 1990-х годах в качестве аналога Списку Всемирного наследия, уделяющему основное внимание материальной культуре.

Нематериальное культурное наследие — обычаи, формы представления и выражения, знания и навыки, а также связанные с ними инструменты, предметы, артефакты и культурные пространства, признанные сообществами, группами и, в некоторых случаях, отдельными лицами в качестве части их культурного наследия.

Народное искусство — это создаваемые народом на основе коллективного творческого опыта, национальных традиций и бытующие в народе поэзия, музыка, театр, танец, архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство.

Народное творчество-народное искусство, фольклор, художественная коллективная творческая деятельность народа, отражающая его жизнь, воззрения, идеалы; создаваемые народом и бытующие в народных массах поэзия (предания, песни, сказки, эпос), музыка и т.д.

Народным ремеслом называют предметы, которые изготовлены при помощи обычных подручных материалов и простых конструкций.

Русские народные промыслы — форма народного творчества, в которой отчётливо прослеживаются русские традиционные нравы, зародившиеся много веков назад. Изделия русских промыслов сочетают в себе неповторимость русской традиционной культуры. Например: роспись, изделия из ткани, игрушки, изделия из металла, резьба и т.д.

Всемирное наследие

Ежегодно ЮНЕСКО (Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры) пополняет список всемирного наследия. В него входят как природные уникальные объекты, так и рукотворные памятники, которые имеют историческую и культурную ценность.

Организация считает эти строения или природные явления настолько значимыми, что работает над их охраной, сохранением и популяризацией. Их значимость может быть, как исторической и гуманитарной, так и экологической. Список начали создавать в 1978 году. Сначала в него входили только культурные объекты, потом перечень стал расширяться и пополнился природными шедеврами. По данным Юнеско в России http://unesco.ru/unescorussia/sites/ список всемирного культурного и природного наследия насчитывает 1154 объекта, расположенных в 167 странах. Россия в нем занимает почетное девятое место – с 11 природными и 20 культурными объектами. Среди культурных объектов:

1. Архитектурный ансамбль Троице-Сергиевой лавры

2. Успенский собор и монастырь острова-града Свияжск

3. Болгарский историко-археологический комплекс

4. Церковь Вознесения в Коломенском

5. Храмы псковской архитектурной школы

6. Цитадель, старый город и крепостные сооружения Дербента

7. Культурный и исторический ансамбль «Соловецкие острова»

8. Ансамбль Ферапонтова монастыря

9. Ансамбль Новодевичьего монастыря

10. Историко-архитектурный комплекс «Казанский кремль»

11. Исторический центр Санкт-Петербурга

12. Исторические памятники Новгорода и окрестностей

13.Исторический центр Ярославля

14.Архитектурный ансамбль Кижского погоста

15. Московский Кремль и Красная площадь

16. Геодезическая дуга Струве

17 Белокаменные памятники Владимира и Суздаля

18. Древний город Херсонес Таврический и его хор

Приказ Год культурного наследия 2022

Указ

 

Приложение 1.

к приказу директора

МБОУ «ЯСШ № 8»

от 10.01.2022 № 04

 

 

ПЛАН

мероприятий в рамках проводимого в 2022 году

 в Российской Федерации Года культурного наследия народов России

МБОУ «ЯСШ № 8»

Название мероприятия

Сроки проведения

Ответственные

Проведение организационно-информационных мероприятий

Планирование работы в рамках реализации Года культурного наследия народов России на 2022 г.

январь 2022 г.

Козяр С.Н.

Создание и наполнение тематической вкладки Года культурного наследия народов России на сайте ОУ

до 15.01.2022

Козяр С.Н.

Оформление мини-музея «Предметы старины»

в течение года

 

Подготовка Примерного перечня тем по тематике года для подготовки индивидуальных проектов обучающимися 9, 10-11 классов

до апреля 2022 г.

Шевченко А.В.

Работа с обучающимися

Устный журнал «2022 г. - Год культурного наследия народов России»

январь 2022 г

Матукова Л.Р.

Цикл бесед о национальных культурах народов России

январь 2022 г

Классные руководители 1-11 классов

Просмотр документальных и познавательных фильмов о культуре и традициях народов России

в течение года

Классные руководители 1-11 классов

Общешкольный проект «Забытые промыслы Крыма»

октябрь 2022

Серажитдинова А.У.

Общешкольный проект «Бабушкины сказки»

март 2022 г.

Грачева Е.М.

Участие в Международной просветительской акции «Большой этнографический диктант»

ноябрь 2022 г

Сёмкина И.И.

Организация выставки прикладного искусства, посвященной Всемирному дню рукоделия «Умелые руки творят чудеса»

16 ноября 2022 г.

Матукова Л.Р.

Проведение Декады «Ремесленное подворье», посвященной Дню ремесленника в России» (30.03)

март 2022

Михайлова Е.В.

Декада цыганской культуры «Цыгане под небом России», в рамках муниципального фестиваля «Крым многонациональный»:

- Круглый стол «Цыганская культура сегодня»

- Тема цыган в музыке

- Выставка фотографий по истории и культуре

-Самобытные традиции и обряды (сватовство)

апрель 2022

 

 

08.04.2022

11.04.2022

18.04.2022

25.04.2022

 

 

 

Козяр С.Н.

Грачёва Е.М.

Матукова Л.Р.

Тематические беседы на уроках технологии:

- «Загадки павловопосадского платка»

- «Национальная крымскотатарская золотая вышивка»

февраль 2022

Михайлова Е.В.

Салимова Л.Э.

Тематическая беседа на уроке музыки «Деревенские частушки. Как весёлые песни стали символом сельчан»

февраль 2022

Грачёва Е.М.

Организация мероприятий, посвященных Международному дню родного языка (21.02)

Промоакция «Родной язык.ру». Утреннее приветствие входящих в школу на родных языках обучающимися, одетыми в национальные костюмы.

Уроки, посвященные Дню родного языка

Конкурс по русскому языку «Занимательная этимология»

февраль 2022

Юсупова С.О.

Сёмкина И.И.

Плюснина М.В.
Атаманчук Е.И.

Праздник «Народные забавы» (Масленица)

март 2022 г.

Классные руководители 1-4 кл.

Тематический классный час «Народные традиции России»

март 2022 г.

Классные руководители 5-7 кл.

Тематический классный час «Народные ремёсла Крыма»

март 2022 г.

Классные руководители 8-11 кл.

Виртуальная экскурсия «Крым – живая традиция: мастера народных промыслов и ремёсел Крыма»

март 2022 г.

Классные руководители 1-11 кл.

Акция «Возвращаясь к забытым традициям прошлого» (почтовая открытка)

в течение года

Классные руководители 1-11 кл.

Оформление выставки работ декоративно-прикладного творчества учащихся и педагогов «Пасхальные мотивы»

апрель 2022

Матукова Л.Р.

Неделя культуры в библиотеке «Из нас слагается народ»

Выставки:

«Возвращение к истокам»

«Многообразие народных промыслов»

«Путеводитель по святым местам России»

«Забытый мир ремесел», посвященный Всемирному дню рукоделия (16.11)

 

 

 

март,

октябрь,

 

 

ноябрь

Михайлова Е.В.

Устный журнал «история развития языка – история развития человечества»

май 2022 г.

Атаманчук Е.И.

Праздник «откуда взялась сказка», посвященный Международному дню сказки» (07.06)

июнь 2022 г.

Серажитдинова А.У.

Устный журнал «Стежок к стежку игла рисует», приуроченная к 111-й годовщине со дня рождения крымской вышивальщицы, Героя Украины В.С. Роик.

30.04.2022 г.

Хальзева Н.А.

Тематический праздник ко Дню России «Подлинная история матрёшки»

июнь 2022 г.

Серажитдинова А.У.

Участие во Всероссийской акции «Единый день фольклора»

июнь 2022 г.

Классные руководители

Экскурсия в Крымский этнографический музей

сентябрь 2022 г.

Классные руководители

Работа с педагогическим коллективом

Педагогический совет «Традиционная культура как действенное средство патриотического воспитания и формирования межнациональных отношений»

март 2022 г.

Козяр С.Н.

Республиканский этап Всероссийского конкурса исследовательских и краеведческих работ «Отечество»

ноябрь-декабрь 2022

Сёмкина И.И.

Керимов А.А.

Работа с родителями (законными представителями)

Тематическая беседа на родительском собрании «Детские русские традиции» (рождение, крещение, воспитание)

в течение года

классные руководители

Организация выставки семейной фотографии «История семейного портрета» в рамках проведения государственного праздника «День семьи, любви и верности»

июнь 2022 г.

классные руководители